Выбор размеров крепежных отверстий
Специально следует остановиться на выборе диаметров сквозных отверстий под крепежные детали.
Отверстия (монтажные, переходные, крепежные) в плате нужно располагать так, чтобы расстояние между краями отверстий было не меньше толщины платы, в противном случае перемычка между отверстиями будет обладать малой механической прочностью.
Центры крепежных отверстий рекомендуется располагать в узлах координатной сетки. Размеры и конфигурацию крепежных и других конструктивных отверстий следует выбирать по ГОСТ 11284-75 в зависимости от требований и конструкции радиоустройства.
Размеры сквозных (крепежных) отверстий, наиболее часто употребляемых при конструировании печатных плат, приведены в табл. 3.7.
В соответствии с ГОСТ 11284-75 диаметр крепежного отверстия имеет гарантированный зазор (табл. 3.7), величина которого зависит от диаметра крепежного изделия.
Таблица 3.7 - Номинальные значения диаметров крепежных отверстий
Диаметр крепежного изделия, мм |
Диаметр крепежного отверстия, мм |
Диаметр резервной зоны, мм |
Диаметр крепежного изделия, мм |
Диаметр крепежного отверстия, мм |
Диаметр резервной зоны, мм |
||||
1-й рад |
2-й ряд |
3-й ряд |
1-й ряд |
2-й ряд |
3-й ряд |
||||
2,0 |
2.2 |
2,4 |
2,6 |
7,0 |
4,0 |
4,3 |
4,5 |
4,8 |
13,0 |
2,5 |
2.7 |
2,9 |
3,1 |
9,0 |
5,0 |
5,3 |
5,5 |
5,8 |
17,0 |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
3,7 |
11,0 |
6,0 |
6,4 |
6,6 |
6,8 |
19,0 |
Примечание. Для заклепочных отверстий 3-й ряд не применять.
Предельные отклонения диаметров отверстий 1-го ряда должны соответствовать Н12 (12-му квалитету по ГОСТ 25346-82), а 2-го и 3-го - 14-му.
Резервная зона - это зона вокруг крепежного отверстия запрещенная для расположения проводников и других элементов печатного рисунка. Ее размер определяется внутренним и внешним диаметрами металлических шайб и диаметром крепежного отверстия.
Допуск на межцентровое расстояние
рассчитывается по формуле (3.2) для винтовых соединений и формуле (3.3) - для болтовых. ( 3.2)где
- диаметр крепежного изделия; - диаметр крепежного отверстия. ( 3.3)При болтовом соединении сквозные нерезьбовые отверстия изготавливаются в обеих соединяемых деталях, а при винтовом - в одной из деталей отверстия резьбовые.